2.1.10. Как настроиться на звук, когда ты сам поешь в храме?
Вы как-то отвечали девушке, она задавала вопрос от имени прихожанки, что нужно настраиваться на звук священников и песнопения, которые ведут. А если в это время я сама пою в хоре? То есть я являюсь источником этого звука, и когда мне доверяют читать, то я настраиваюсь на смысл прочитанного. Это сложновато, потому что язык церковнославянский и нужно правильно прочитать ударения, сложные слова, и если поставить неправильно ударение, меняется смысл слова. Это очень неблагостно. Когда поешь тот же самый текст на церковнославянском языке, надо еще и спеть правильно, помимо того, что прочитать правильно. И во время службы бывает очень мало таких песнопений, которые я знаю наизусть и в которых я могу настроиться на смысл и на саму молитву. А тем, кто руководят хором, еще сложнее, потому что во время службы они нотами и книгами жонглируют: «Ты сейчас поешь это, ты вот это и т. д». Как быть, когда поешь в хоре в храме?
Есть такое понятие или настроение — общий звук. Это важно именно чувствовать. Это необязательно воспринимать умом. Умом вы воспринимаете ноты, текст и дирижера — это ваша умственная деятельность. Есть еще ваше сердце, ваше намерение сделать приятное Господу, Иисусу Христу и удовлетворить всех вокруг: служителей и верующих людей для того, чтобы они были счастливы от того, что вы делаете. Это общее настроение звучит. Вот если вы, допустим, свою ноту вносите этого настроения, то вы можете также услышать ноты других людей. Можно слышать просто ноты пения, а можно слышать ноты настроения. То есть голос может звучать с разными акцентами с точки зрения нотной грамоты и с разными акцентами с точки зрения церковнославянского языка. Но есть еще акцент, связанный с высшей истиной, с желанием служить Богу и слушать тех, кто находится рядом с тобой, быть в одной связке с ними. Не просто самой петь, а петь вместе. Это я сейчас говорю о настроении. Это касается всех.
Допустим, человек молится, у него тоже звучит свой голос, в этой молитве есть слова, которые надо вспоминать. Все, что вы сказали, это не в такой большой степени, но в какой-то степени касается каждого человека, который молится. Но есть еще очень глубокое чувство, которое находится в сердце. Это чувство соединяет человека со всеми вокруг, и именно оно является силой побеждающей судьбу. Не ваше желание правильно спеть ноту или ваше желание правильно произнести слово, а именно ваше настроение. Приведу пример: некоторые люди не могут произносить в принципе какие-то буквы, допустим, китайцы не могут произносит звук «р». Это не значит, что они не могут спеть церковнославянский текст, они могут спеть, как могут, и все равно Господь может быть доволен, если они спели от сердца. Другими словами, надо учиться различать все эти три смысла: смысл нот, смысл слов и смысл настроения.
Вот этот смысл настроения может звучать в вашем настроении, а может — в настроении всех людей, которые поют. И вот это настроение, в котором все вместе поют, является решающей силой, побеждающей судьбу. Именно оно описано как шабда брахман в Ведах, то есть звук, который не имеет материальную природу, а только духовную. У китайцев он называется «дзень» или «дзен», звук, который побеждает судьбу и приносит блаженство. У православных называется звук, наполненный Божьей благодатью. Это идет от общего настроения всех поющих. Если вы вкладываете туда свою лепту, вы почувствуете этот звук, силу, настроение. Этот звук и настроение можно почувствовать, когда кричат: «Ура!», когда идут в атаку. Если они от сердца это делают, предлагают свой звук победе, то нет слабости, трусости, страха у таких воинов. Нет ощущения, что они проиграют. Этот звук сам создает победу. Это и есть звук победы.