2.2.6. Нравится ли Богу, когда женщина совершает слишком много аскез?
Нравится ли Богу, когда женщина в семье совершает много аскез: спасает родственников по очереди и считает, что они умрут, если ее не будет рядом? Посты, мало спит ночью, может долго бегать. Иногда мне кажется, что с нами живет святой человек, который очень сильно старается помочь близким и служит им, но чаще кажется сумасшествием, ведь человек потом срывается, скандалит и выглядит замученным, а не счастливым. Что это? Показатель духовности и святости или желание получить от Бога что-то и недоверие Ему?
Всё вместе. Несбалансированность — это признак слабости. Человек часто вырывается, как бы он начинает себя… Понимаете, когда у человека есть сильная внутри трудность, то ее может прорвать. И потом, когда он почувствовал себя сильным, он начинает несбалансированно аскетировать, — это признак того, что в он целом не знает, как правильно обращаться с жизнью, с телом, у него нет опыта. Опытные люди всегда делают аскезы, но они делают это сбалансировано, и, как вы правильно сказали, критерием является именно состояние человека, а не сколько он чего делает.
У меня был такой случай, я подошел к своему старшему и говорю: «Мне поститься завтра или нет?» Он говорит: «А ты в прошлый раз, когда постился, злился потом на людей после этого или нет?» Я говорю: «Злился». Он говорит: «Тогда тебе не надо поститься. Совершай столько аскез, чтобы тебе не злиться». Человек злится — это означает, что… Когда мы совершаем аскезы, мы вытаскиваем из сердца пласт судьбы, и если мы с этим пластом судьбы не справляемся, то этот пласт летит на всех окружающих. Другими словами, аскезы должны жить в балансе с самодостаточностью человека, с его способностью переваривать то, что он вытаскивает изнутри. Это называется регулируемая жизнь.
Очень важно всегда знать, что аскезы должны сочетаться с отдыхом. Как мы вчера говорили о том, что радоваться — это отдых. Чему можно радоваться? Лесу, добрым людям, Богу, то есть радость дает отдых человеку, а напряжение — это труд души. Напряжение должно быть в балансе с радостью, а также какое-то время мы должны быть в забвении, то есть это сон. Допустим, человек должен спать определенное количество часов. Если он этого не делает, то он теряет силы и не может дальше ни радоваться, ни трудиться. У него ограничены возможности. Если человек очень много делает, мы не должны считать, что это плохо. Это хорошо. Он тренируется, пытается, испытывает себя, иногда срывается. В целом, это хорошо. Это не плохо, это хорошо. Но в этом «хорошо» нужно учиться быть сбалансированным.
Я тоже не сразу научился, у меня тоже были периоды фанатизма. Когда ребенок рождается, он тоже бегает, прыгает, может и ушибиться. Он обкатывает свое тело. Человек машину покупает, он ездит на ней сильно, пытается понять, какую скорость она выдерживает. Человеку надо понять возможности себя. Мы сначала обкатываем свой организм, пробуем так или так, и если мы увидели, что это меня перегружает, то не надо дальше делать то же самое в такой же степени, потому что есть две опасности: одна опасность, как вы правильно сказали, — это гордость. Человек начинает тех, кто не издевается над собой, считать недоразвитыми или тупыми людьми. Он начинает высокомерно с ними себя вести. Это признак того, что человек насилует себя, и он неизбежно начинает насиловать других.
Вторая причина — это надлом, то есть человек может в какой-то момент сломаться и, наоборот, откатиться назад. Наша же цель — идти вперед. Если я сильно-сильно побежал, я потом падаю. Все меня обгоняют, они просто шли, они меня обгоняют, а я не могу встать, потому что я сильно устал. Это не разумно. Надо бежать легким бегом, и ты дальше убежишь. Я помню, я бежал легким бегом в одном святом месте, обегал это святое место, и молодые ребята увидели, что я бегу легким бегом, и рванули вперед, быстро меня обогнали и смеются надо мной. Прошло где-то минут 30, я опять подбегаю к ним, обгоняю и говорю: «Что вы смеялись? Побежали дальше! Чего вы?» И они не могут бежать, потому что они устали, они выдохлись, они не поняли, как правильно. Это безмозглость. Хороший конь — это тот, который пашет дальше, а не крепче. Надо учиться сбалансированности, учиться правильности, чтобы делать дольше и больше. Это правильное мышление. А если человек хочет кому-то чего-то доказать — это уже другое дело.
Часто люди делают добрые дела с целью показать себе и другим, что они крутые. Это тоже нормально. Часто это тоже хороший мотив всем доказать, что ты праведник, но потом, рано или поздно, тебе надоест этим заниматься, и ты просто будешь спокойно, скромно делать добрые дела, понимая, что никому ничего ты не докажешь. Бог всё равно всё знает внутри тебя. Но нельзя злиться на таких людей, которые пробуют себя в служении Богу. Это другая тема. Допустим, мы обсудили человека, а теперь как к нему надо относиться? Надо к нему относиться очень хорошо, радоваться, что он пробует себя, ошибается, делает глупости. Это очень хорошо. Это лучше, чем пиво пить и лежать на диване.