1.6.3. Что значит углублять слушание?
Вы говорили, что слушание можно углублять бесконечно. Как это сделать практически? Что значит углублять слушание и как понять, что я это делаю правильно?
Есть два способа. Первый — изучать жизнь наставника, служить ему, думать о старших, слушать лекции старших и углублять любовь по отношению к ним. Любовь приковывает внимание. Если ты во время слушания молитвы включаешь голос старшего и ты сильно его любишь, то сразу приковываешься к этому звуку и начинаешь молиться вместе с ними. Твоя психика настраивается на голос старшего, забывает про себя, и так ты побеждаешь судьбу. Второй способ — это изучать силу тех, кто молится. Допустим, есть люди, которые молятся, и ты молишься вместе с ними, и ты чувствуешь силу в их звуке. Эта сила тебя тоже приковывает. Забываешь про себя и побеждаешь судьбу. В звуке молитвы существует два компонента: любовь и сила. Приковывает одно, или другое, или они вместе взятые.
Когда нужна сила? Когда есть слабость, ты повержен судьбой, у тебя трудности, плохая жизнь. Когда ты чувствуешь поддержку, прилив сил, тогда это приковывает внимание, и ты забываешь про себя. Или, может быть, у тебя есть уникальный опыт отношений со старшими. У тебя есть любимый наставник, ты постоянно помнишь о нем, тогда это прикует твое сознание, и любовь будет двигать тобой в молитве, и с помощью любви ты будешь побеждать судьбу. Это более продвинутый способ молиться, с помощью силы — менее продвинутый. Но победа всегда одинаковая. Победа есть победа. Например, два человека рядом. Один победил с помощью силы, он чувствует силу старших, повторяет с ними молитву и побеждает судьбу. Второй необязательно громко молится, он просто любит старших, тихо, спокойно читает молитву и точно так же побеждает судьбу, как и первый. Кто из них лучше победил? Оба победили. Но продвинут более тот, кто любит.
Если просто нравится голос наставника — это любовь. Она бывает на разных уровнях. Первый — уровень подражания. Когда ученик одевается так, как учитель, повторяет прическу, делают подобные четки, ходит так же, ест то же самое, что и он. Это называется подражание. Ученики чаще подбирают старших по темпераменту. Второй уровень — философский. Когда ты чувствуешь глубину понимания истины, устремленности к Богу своего наставника, его веру в старших, то тогда ты выходишь на второй уровень, когда ты привлекаешься качествами личности, а не темпераментом старшего. Тогда ты любишь его поступки, его высказывания, философию, мышление. Это более высокий уровень.
Когда ты чувствуешь настроение старшего по отношению к Богу, его желание отдать Богу свою жизнь, его подвиг, который он совершает — это еще более высокий уровень любви. Любые уровни — это все любовь. Нельзя пренебрегать тем, что у тебя есть. Если ты эмоционально чувствуешь привязанность к учителю, это хорошо. Если на более высоком уровне — еще лучше.